The Yamnaya (Pit-Grave) cultural-historical community (in Russian)

Archaeological and historical research on cultures with potential links to Indo-European peoples.
Post Reply
cquiles
Posts: 245
Joined: Wed May 17, 2006 10:31 am
Contact:

The Yamnaya (Pit-Grave) cultural-historical community (in Russian)

Post by cquiles » Sun Jan 28, 2018 9:04 am

ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ (ямная культурно-историческая область), С.В. Иванова
Понятие “археологическая культура” ỳже понятия культуры в целом, включающем в себя все, что создано человеческим обществом. К тому же следам и остаткам древних обществ присущи специфическая природа и принципиальное отличие от результатов деятельности реально функционирующих обществ [1.-С.4-6]. Археологические культуры (крупные общности археологического материала, выявляемые территориально и разграничиваемые на карте) далеко не всегда совпадают с общностями этническими – народами, племенными группами. Причем не только в границах, но и в содержании [2.-С.53]. В научных работах археологическая культура выступает то как совокупность материальных остатков, то как живой и действующий социальный организм. Все же следует признать, что археологическая культура – это не прежняя историческая действительность, а плод наших интеллектуальных усилий по упорядочению археологических источников и их исторической интерпретации [3.-С.13-14].

Понятие “археологическая культура” в какой-то степени искусственное. И не по той причине, что мы не знаем самоназвание стоящего за ней человеческого коллектива, его структуру, язык, обычаи и т.п. А потому, что условны (а, возможно, недостаточно разработаны) критерии, по которым выделяются археологические культуры. Это приводит к различному пониманию одной и той же культуры различными авторами. Археологи периодически возобновляют дискуссии об археологической культуре, при этом число ее определений достигло около 500 [4.-С.57]. Как правило, основой выделения археологических культур является материальный комплекс, чаще всего – керамика, реже – другие артефакты. При этом сведения, дошедшие до нас, зачастую деформированы: в ряде случаев одни культуры представлены исключительно бытовыми памятниками, другие – погребальными. Последние имеют свои особенности: это закрытые комплексы, сознательно формируемые людьми, совершающими погребальный ритуал. Поэтому заложенная в них информация, в основном, отражает мировоззренческие и социальные аспекты бытия. Этнокультурная специфика выражена слабее: порой отнесение погребений к определенной культуре является весьма затруднительным, даже при наличии инвентаря.
Read more...
Carlos Quiles - Academia Prisca

Post Reply